Пирамида Цестия
Пирамида Цестия (итал. Piramide di Caio Cestio или Piramide Cestia) — древнеримский мавзолей в форме неправильной пирамиды. Она расположена на Авентине, с восточной стороны от Остиенских ворот (ныне ворота Сан-Паоло), где Аврелиановы стены составляют прямой угол. Именно потому, что в 271 году пирамида была включена в оборонительные стены города, построенные императором Аврелианом, она не была уничтожена и сохранилась до наших дней в своём первозданном виде.
Пирамида Цестия построена в период между 18 и 12 годами до нашей эры для Гая Цестия Эпулона, магистрата и члена одной из четырёх великих римских жреческих коллегий, Septemviri Epulonum. После постройки была тщательно запечатана.
Пирамида была совершенно лишена входа и выхода и стояла у городской стены как монумент. Её хорошо сокрытое нутро порождало догадки. В Риме долго верили, что в пирамиде захоронен сам Рем, основатель города. Брат же его Ромул, гласило поверье, покоится в другой, не сохранившейся до наших дней, пирамиде в Ватикане. Так, в первом путеводителе по Риму — «Mirabilia», изданном в XII веке, пирамида Цестия обозначена как «Sepolchrum Remi». Даже Франческо Петрарка, путешествуя по Риму в 1337 году, пишет о пирамиде Цестия, как о гробнице Рема. Во второй половине XVII века миф был развенчан: при папе Александре VII пирамиду раскрыли, и выяснилось: здесь захоронен Гай Цестий Эпулон.
Гай Цестий Эпулон был Претором 44 года, братом известного архитектора того времени, имя которого носит мост через Тибр, ведущий от острова Тиберина на Трастевере. Согласно надписи на мавзолее, можно с уверенностью сказать, что Гай Цестий (Caio Cestio Epulone) был современником Августа, сыном Licio Cestio tribu’ Poblilia, Трибуном Plebe, а также магистратом и членом великой римской жреческой коллегии (Settenviro degli Epuloni).
Памятник больше всего напоминает нубийские пирамиды в Мероэ с их большим углом наклона. Это заставляет предположить, что Цестий участвовал в боевых действиях римлян в тех краях в 23 году до нашей эры. В древности могила была тщательно запечатана, что не помешало её разграблению в последующие годы. При строительстве Аврелиевых стен в 271-275 годах пирамида была встроена в них в качестве треугольного бастиона.
Пирамида расположена на развилке двух древних дорог: Остийской и другой, ведущей на запад к реке Тибр примерно вдоль современной Via della Marmorata. Мавзолей в виде пирамиды был возведён в относительно короткий срок — всего за 330 дней, таковы были условия завещания. Работами руководил прямой наследник Licio Poncio Mela, сын Publio из Tribu’ Claudia. Сооружение высотой 36.40 метров базируется на бетонном фундаменте. В основании каждая из сторон составляет 29,50 метров и облицована травертином и мрамором. Внутри находится погребальная комната размером 4х5,8 метров, стены которой украшены фресками в так называемом «третьем стиле» помпейской живописи. Рядом — некатолическое кладбище с могилами Шелли, Китса и Брюллова.
Третий стиль — один из четырёх стилей древнеримской живописи. Этот стиль называют «орнаментальным» и обладает трёхмерными характеристиками и перспективой. Обычно на плоском тёмном (красном) фоне разбиты декоративные схемы, в центре которых находятся светлые маленькие панели с различными сценами. Они разделены орнаментами с канделябрами, вазами, гирляндами или ветвями растений.
На фресках склепа изображены женские фигуры в различных позах, совершающие ритуальные действа религиозных церемоний, что особо подчёркивает принадлежность Гая Цестия Эпулона к почтенному сословию жрецов. Сверху, на потолке, в четырёх углах, хорошо сохранились фигуры Победы, которая держит в руках короны и ленты. В центре потолка видна повреждённая грабителями захоронений прекрасная роспись со сценой, где орёл уносит умершего в небо. Пол в склепе полностью утрачен, но по углам комнаты видны базаменты четырёх колонн, две из которых были найдены в результате раскопок 1663 года и поставлены на их место. С западной стороны Мавзолея находились две бронзовые статуи Гая Цестия, на которых были написаны тексты завещания, в них, среди прочих имён, упоминался Агриппа — великий полководец, друг и зять императора Августа.
Пирамида Цестия представляет собой единственное пирамидальное сооружение сохранившееся в Риме, но в результате археологических раскопок и сохранившихся иллюстраций Рима известно, что в городе были ещё два захоронения в форме пирамиды. Одна из них находилась на улице Фламиния, на месте нынешней церкви Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli) на Пьяцца дель Пополо (Piazza del Popolo). Вторая находилась в начале нынешней улицы Кончильяционе (via del Conciliazione). Называлась она «Мета ди Борго» (Meta di Borgo) и была разрушена в 1499 году Александром VI при строительстве новой дороги между Замком Святого Ангела и Собором Святого Петра.
Цестиева пирамида долгое время привлекала внимание посещавших Рим иностранцев. Особенной популярностью пользовались картины и гравюры с её изображением. Едва ли не самое известное изображение принадлежит Джованни Баттиста Пиранези.
По образцу этой пирамиды в Царском селе архитектором Камероном построена пирамида, служившая надгробием любимых левреток императрицы Екатерины II.
В 1663 году были проведены серьёзные работы по восстановлению надписей и внешнего вида пирамиды. Были открыты вход во внутренний склеп, обнаружены и восстановлены две колонны с её западной стороны, а также открыто пространство вокруг фундамента, что позволило увидеть пирамиду во всём её величии.
На восточной и западной гранях пирамиды, чтобы быть видимой с обеих сторон, высечена надпись:
C • CESTIVS • L • F • POB • EPULO • PR • TR • PL
VII • VIR • EPOLONVM
«Гай Цестий, сын Луция, из рода Побилиев (Pobilia), член Коллегии Эпулонов, претор, народный трибун, септемвир Эпулонов»
На восточной грани пирамиды ниже высечен текст с обстоятельствами строительства:
OPVS • APSOLVTVM • EX • TESTAMENTO • DIEBVS • CCCXXX
ARBITRATV
PONTI • P • F • CLA • MELAE • HEREDIS • ET • POTHI • L
«Работа выполнена согласно завещанию, за 330 дней, по решению наследника [Луция] Понта Мелы, сына Публия из рода Клавдиев и Потуса вольноотпущенника»
Другая надпись на восточной грани — современного происхождения — была нанесена по приказу Папы Александра VII в 1663 году:
INSTAVRATVM • AN • DOMINI • MDCLXIII.
Ею отмечены раскопки и реставрационные работы захоронений в 1660-1662 годах.