Чёрный камень Каабы — Кладовая

Чёрный камень Каабы


Чёрный камень Каабы — это загадочный предмет древности (возможно, он появился даже до появления человека на Земле) расположенный в Мекке в Саудовской Аравии и который почитается мусульманами всего мира как священный. Считается, что его происхождение связано с именем верховного бога Аллаха и что на протяжении тысячелетий этого камня касались многие святые, от Авраама до Мухаммеда.

Чёрный камень яйцевидной формы замурован в юго-восточный угол священного храма Кааба на высоте 1,5 метров и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 25 на 30 сантиметров. Он состоит из 8 обломков (60 лет назад он состоял из 15 частей) красновато-чёрного цвета, вставленных в глину, смешанную с янтарём, воском и мускусом. Ежедневно его натирают благовониями.

Согласно исламской религии, этот камень появился на Земле много веков назад с небес. История его появления связана с поклонением Аллаху многочисленных ангелов, которые пели псалмы и совершали молитвенные обряды во время вождения хороводов вокруг Эль-Бейтул Мамур, считавшегося местом поклонения ангелов Аллаху. Находилось это священное место непосредственно под троном Аллаха. Аллах возжелал, чтобы у живущих на Земле людей была такая же святыня для поклонения ему, и он вручил Адаму блестящий белый камень («белый яхонт»), чтобы тот принёс его на Землю из рая и установил в Каабе. Именно Каабу Аллах решил сделать местом всеобщего поклонения ему мусульман. Камень назвали Аладжар Алсад, что означало «самый счастливый», так как именно он был выбран из множества других камней рая для установки в Каабе.

Взяв Аладжар Алсад в руки, Адам спустился из рая на землю одного из индийских островов (в настоящее время он называется Шри-Ланка), и Аллах повёл его в Мекку — место, расположенное непосредственно под его троном в раю. Адам поместил камень в землю, и на этом месте был возведён священный храм Кааба.

Некоторое время спустя, когда на Земле произошёл Всемирный Потоп, храм Кааба был сильно повреждён, и святой камень был волей божьей перемещён в более безопасное место. Он оставался скрытым от глаз людей до тех пор, пока Аллах не приказал Аврааму — отцу всех пророков — восстановить Каабу. Архангел Джибриль (Гавриил) привёл Авраама в Мекку, туда, где должен был быть заново воздвигнут храм Кааба, и Авраам воздвиг там Дом Аллаха, а архангел Гавриил передал ему «святой камень» для его возвращения на прежнее место.

Населявшие Землю люди соединили поклонение Аврааму с проявлением глубочайшего уважения к «святому камню». Своё почтение они выражали целованием и прикосновением к камню. Кроме того, они приносили вблизи стен священного храма в жертву овец, коров и других животных, а их кровь наносили на камень. Через некоторое время камень начал темнеть.

На протяжении столетий Кааба часто повреждался в результате стихийных бедствий, однако каждый раз арабы восстанавливали его. Впоследствие храм Кааба стал местом поклонения всех арабских племён независимо от места их проживания.

В начале VII века в Каабе произошёл сильный пожар, в результате которого святыня была практически разрушена. Тем не менее, люди восстановили Каабу, сделав его стены более высокими. Однако среди арабских племён, которые совместно занимались восстановлением храма, вскоре начались споры по поводу того, кому из них следует предоставить право установки священного Чёрного камня. Представители различных арабских племён решили, что в этом споре их рассудит первый человек, который войдёт во внутренний двор храма.

Случилось так, что первым человеком, вошедшим внутрь храма, оказался Мухаммед ибн Абдуллах. В то время Мухаммед ещё не был пророком, но имел репутацию честного и надёжного юноши. Когда ему изложили суть проблемы, Мухаммед принял мудрое решение и предложил план, который смог удовлетворить интересы всех участвовавших в споре сторон. Он положил на землю кусочек ткани и установил в его центре священный Чёрный камень. Затем он попросил выбрать от каждого племени по одному представителю, которые должны были встать вокруг положенного на землю кусочка ткани. Все вместе они подняли водружённый на ткань священный Чёрный камень и перенесли его в Каабу, где сам Мухаммед и установил камень в отведённое для него место.

Примерно в 610 году н.э. исламская религия была формально установлена. Это произошло, когда Мухаммеду, открыто выступавшему против почитания идолов его соотечественниками, явилось откровение Аллаха через архангела Джибриля (Гавриила) — того самого, который передал это откровение всем пророкам и который убедил Авраама и его сына Исмаила заняться восстановлением Каабы.

Искренний протест Мухаммеда против идолопоклонства привёл к всплеску затаённой вражды среди неверующих жителей Мекки. Эта вражда постепенно усилилась настолько, что жизни пророка стала угрожать серьёзная опасность, и в 622 году, сразу же после получения от Аллаха соответствующих указаний, Мухаммед переселился в Ясриб (позднее этот город стал называться Медина). Это путешествие Мухаммеда называется хиджра, и именно после него (в 622 году) у мусульман появился свой мусульманский календарь.

По мере распространения ислама происходило также и резкое усиление вражды, однако в конечном итоге население Мекки приняло эту религию, поверив в то, что Мухаммед действительно является пророком, а Коран — священная книга мусульман — заключительным откровением, которое послал на Землю Аллах. Кааба стал священным местом для мусульман, а каменные идолы, находившиеся внутри храма, были выброшены за ненадобностью. Чёрный камень, тем не менее, оставили нетронутым.

После смерти Мухаммеда его приверженцы и последователи ввели среди мусульман законы, сформулированные Аллахом и явившиеся в виде откровения пророку Мухаммеду. Халиф Омар, который первоначально выступал против Мухаммеда, вынудил людей поверить в то, что Чёрный камень не является идолом. Он сказал им: «Я знаю, вы неспособны делать добро или зло другим людям. Если бы я не видел, как вестник Аллаха целует вас, я бы никогда не произнёс этих слов».

Последователи Мухаммеда стали основоположниками коренных изменений, которые, в конце концов, привели к развитию сектантского конфликта, закончившегося нападением на Мекку. Во время этого нападения в 682 году Дом Аллаха снова был сильно повреждён, а Чёрный камень разбит на куски. После отступления захватчиков большинство населения Мекки бежало из-за боязни, что Аллах накажет их за то, что они допустили разрушение врагом святыни. Однако халиф решил начать реконструкцию храма, и горожане присоединились к нему в этом начинании, когда увидели, что наказания Аллаха не последовало. В качестве строительного материала для восстановления святыни были использованы камни, которые в большом количестве можно было найти на окраинах города. Правитель Мекки соединил вместе все куски Чёрного камня, перевязал их серебряным обручем, а затем поместил их в угол храма.

В 930 году карматы (секта исмаилитов) во главе с Абу Тахиром аль-Джаннаби захватили Мекку, ограбили Каабу и увезли Чёрный камень в Бахрейн, продержав его у себя 22 года. В 951 году после уплаты большого выкупа камень был возвращён в Мекку.

Со времён Мухаммеда Кааба несколько раз оказывался повреждённым, но никогда не был полностью разрушенным. Мусульмане верят, что священный храм разрушить просто невозможно, так как он, так же как и Коран, находится под защитой Аллаха, которая и обеспечивает ему вечную жизнь. В тот же самый год, когда родился Мухаммед, эфиопский царь во главе своего войска решил напасть на святыню, но его армия была полностью уничтожена армией похожих на голубей жёлтых птиц, которые по приказу Аллаха бросали камни прямо на головы несчастным солдатам.

Днём и ночью на протяжении целого года мусульмане выполняют в Каабе ритуал, называемый тааф. Этот ритуал заключается в призывании ангелов с небес в Эль-Бейтул Мамур: мусульмане быстрым шагом обходят семь раз священный храм Каабу, одновременно совершая религиозный обряд, подтверждающий их верность Аллаху. Они целуют Чёрный камень или касаются его поверхности (если же верующие не могут подойти близко к стенам Каабы из-за большого скопления народа вокруг святыни, то они, совершая религиозные обряды, просто указывают на храм).

Один раз в год мусульмане со всего мира совершают паломничество в Масджид Эль-Харам — самую большую священную мечеть в мире, в открытой середине которой и находится Кааба. Когда паломники по кругу движутся от этого участка стены храма к Чёрному камню, Аллах, как принято считать в исламе, прощает часть их грехов.

Вход внутрь Каабы разрешён мусульманам только в определённое время — два-три раза в течение года. В эти периоды времени король (или его представитель) и главы дипломатических миссий из других мусульманских стран входят внутрь Каабы, где обращаются к Аллаху с просьбой о прощении грехов. Получить приглашение для посещения Каабы в это время считается большим почётом.

Совершать молитвы в Каабе разрешается только мусульманам. Всего лишь нескольким немусульманам довелось побывать в Каабе. Одним из них был английский востоковед Ричард Фрэнсис Бартон. Он облачился в мусульманскую одежду, чтобы скрыть, что не является мусульманином, и прошёл в священную мечеть Мекки. Впоследствии, описывая эмоциональное состояние мусульман во время совершения ими молитвенных обрядов в Каабе и у Чёрного камня, Бартон отмечал: «Это выглядело именно так, как описывается в арабских поэтических легендах: машущие крылами ангелы и свежий ветерок раннего утра действовали на людей возбуждающе, ещё больше переполняя чувства верующих… и охватывая людей высоким чувством религиозного энтузиазма».

На расстоянии 21 метра от Чёрного камня находится колодец с источником «святой воды» — Земзем («обильный»). Согласно библейской легенде, наложница Авраама Агарь вместе со своим новорождённым сыном Исмаилом бежала из дома, когда Авраам поехал навестить в Мекку свою жену Сарру. Агарь оказалась в пустыне, где её начала мучить сильная жажда. И тут на землю спустился архангел Гавриил и принёс ей чистой воды, источник которой находился прямо у ног Исмаила. Казалось, что в этом месте не может быть никакого искусственного источника, так как в земле не было видно даже небольшого отверстия. Однако и в наши дни в этом месте можно обнаружить довольно мощный источник, который, по убеждению мусульман, не иссякнет до наступления Страшного суда.

© 2011 DiscoverTheWorld@yandex.ru