Discover The World

Клубы и общества

Путешествие


Путешествие — это передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями. До XVIII-XIX веков путешествия были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их природе, населении, истории, хозяйстве), общем характере и очертании поверхности Земли.


От античного времени сохранились описания путешествий Геродота, сопровождавших в походах Александра Македонского учёных. Классический пример путешествия средневековья — странствования Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий характерна многими путешествиям, в корне изменившими представление о планете. Позднее большое значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона и Г. Стэнли, Н. М. Пржевальского и других; однако уже Пржевальский называл свои путешествия научными рекогносцировками, так как они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому по мере углубления исследований в XVIII-XIX веках конкретизации и специализации научных целей и задач путешествия приобрели характер экспедиций научных, а термин «путешествие» с середины XX века стал употребляться в основном применительно к туризму.

Путешествие в литературе — заметки путешественника, содержащие путевые впечатления, описание дорожных происшествий, наблюдений и претендующие на сообщение новых сведений о малоизвестных читателю или новооткрытых странах; история вымышленного странствия, стилизованная под описание реального путешествия и подчинённая дополнительной идейно-художественной задаче: приключенческой, утопической, философской и так далее.

Ранние путешествия тесно сосуществуют с легендами и преданиями и питаются ими. Описание путешествий времён античности, средневековья, Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художественную ценность. Примеры: историко-географические сочинения Геродота, монументальная «География» Страбона, «Германия» Тацита; в средние века — повествования путешественников-купцов («Книга чудес света» Марко Поло, «Хождение за три моря» А. Никитина), отчёты о миссиях на Восток да Плано Карпини (XIII век), Виллема Рубрука (XIII век), описания паломников («Хождение Даниила русския земли игумена» (1106-1108 годы); в эпоху Великих географических открытий XV-XVI веков — множество путевых описаний: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба и письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана; аналогичные сочинения в странах Древнего и средневекового Востока (сочинения Чжан Цяня (II век до н. э.), Сулеймана из Басры (IX век), сочинения Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы (XVI век). В середине XVI века записки путешественников начинают систематически публиковать венецианский издатель Рамузио (с 1550 года) и англичанин Р. Хэклейт (с 1582 года).

В XVII-XVIII веках литературу о путешествиях продолжили документы, записки, описания морских и сухопутных путешествий, экспедиций (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пиратских плаваний и авантюр (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). В XIX веке созданы как протокольно-документальные записки о реальных путешествиях («Путешествие на корабле “Бигль”» Ч. Дарвина, сочинения Ф. Нансена, Н. Н. Миклухо-Маклая и других), так и писательские «путевые очерки», где основные задачи повествования — изложение впечатлений и соображений автора. Сильное и длительное влияние на становление «путевых очерков» оказали «Сентиментальное путешествие...» 1768 года, Л. Стерна, «Итальянское путешествие» 1816-1829 годов, И. В. Гёте, а в России — «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина и «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Разработали жанр «путевых очерков» романтики Ф. Р. Шатобриан («Американское путешествие» 1791 года, издание 1827 года), А. Ламартин, Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В XIX и особенно в XX веках этот жанр обрёл разнообразные формы (например: «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Белля, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Ветка сакуры» В. Овчинникова); «путевой очерк» становится одним из ведущих жанров публицистики. В XX веке особый читательский интерес вызывают многочисленные документальные путешествия как научно-популярный жанр: «Аку-Аку» и «Путешествие на “Кон-Тики”» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» А. Бомбара, «Вокруг света за китами» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера.

Народный эпос и художественная литература издавна питались отголосками «географических» описаний и рассказов, в том числе и легендарных, и фиктивных (Гомер, Вергилий, исландские и ирландские саги, популярные в средние века «Плавание святого Брендана», или «Путешествие» Дж. Мандевиля, рыцарские романы, «Тысяча и одна ночь»). Популярность реальных путешествий XV-XVIII веков расширила обращение художественной литературы к их содержанию и композиционным приёмам. Плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады». Путешествия и открытия служат сюжетной основой произведений Ф. Рабле и У. Шекспира. В XVI-XVII веках философский и социально-утопический роман строится в виде путевых заметок, воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак).

В XVIII веке сложился просветительский роман-путешествие, вобравший черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов и сделавший путевые приключения двигателем сюжета («Робинзон Крузо» (1719 год) Д. Дефо и «Путешествия...» Дж. Свифта, Т. Смоллетта, Л. Хольберга). В XIX веке художественные путешествия создали романтики («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дик» Г. Мелвилла) и неоромантики (Р. Стивенсон, Г. Р. Хаггард и др.). В XX веке значительны художественные путешествия, построенные на документальной основе (повести С. Цвейга, «Дерсу Узала» В. К. Арсеньева).

© 2011 DiscoverTheWorld@yandex.ru