Культура — Болгария

Культура



Огромное культурное наследие Болгарии предопределено её богатейшей историей. В стране насчитывается 36 культурных заповедников, 160 монастырей, около 40 000 памятников культуры, 7 из которых включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сохранились многочисленные памятники разных исторических эпох: праисторические находки, фракийские гробницы. Немало археологических открытий эпохи эллинизма, римских и византийских крепостей, исторических монументов времён Первого и Второго болгарских царств и периода национального Возрождения, архитектурных ансамблей в крупных городах, а также целые поселения с сохранившейся аутентичной архитектурой.

Одни из самых ранних следов древности обнаружены в пещере Бачо Киро недалеко от Дряновского монастыря. Это орудия труда из кремня и кости, глиняная посуда среднего и позднего палеолита. Ценными для науки являются курганные поселения недалеко от села Хотница (Хотницкий клад) и села Караново (Карановское курганное поселение). Золотые предметы Варненского халколитического (меднокаменного) некрополя считаются древнейшим обработанным золотом в мире (5-е тысячелетие до н.э.). Около города Стара Загора обнаружены древнейшие в Европе медные рудники, в подземных галереях которых, с конца 5-го тысячелетия до н.э. добывалась медь для изготовления металлических изделий. Среди дошедших до нас шедевров позднего доисторического искусства на Балканском полуострове — уникальные рисунки в пещере Магурата (на северо-западе от города Белоградчик).

Среди самого ценного, обнаруженного в болгарских землях, является культурное наследие фракийцев, сотворивших невероятные художественные и архитектурные шедевры. Фракийское искусство, претерпевшее долгий и сложный путь развития с начала поздней бронзовой эпохи до конца античности, завещало нам замечательные сокровища, гробницы, храмы, святилища и города.

Поражает великолепие фракийских кладов и особенно Панагюрского, Рогозенского, Вылчитрынского, Боровского, Врачанского и других. Красивы и ценны своими аппликациями Кралевский золотой клад, Летницкий, Луковитский.

Наиболее популярные объекты культурного туризма в Болгарии — это гробницы фракийских царей в городе Казанлык и селе Свештари, включённые в Список мирового культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Интересны своей настенной живописью гробница в селе Александрово и Мезекская фракийская гробница в Хасковской области и другие. Любопытные детали техники строительства и художественных приёмов античности обнаружены в останках царственных фракийских городов Кабиле (близ города Ямбол) и Севтополис (на дне озера Копринка у Казанлыка), а также, эллинских черноморских колоний Одесос (Варна), Аполлония (Созопол), Месембрия (Несебр), Дионисополис (Балчик), многие из которых возникли на месте древне-фракийских поселений.

В 90-х годах XX века особую популярность приобрёл район Казанлыкской котловины (известной под названием Долины роз), где были обнаружены новые гробницы, иллюстрирующие развитие фракийской культуры в V-IV веках до н.э. Болгария и мир заговорили о Долине фракийских царей.

Открытия болгарских археологов в последние годы граничат с сенсацией. Огромный интерес вызывают фракийский культовый центр в селе Старосел (близ города Хисаря Пловдивской области), Перперикон (близ города Кырджали, восточная часть горного массива «Родопа Планина»), где был обнаружен скальный священный город фракийцев, святилище бога Орфея в селе Татул, клады из села Златиница и города Синеморец.

И сегодня ещё видны следы римского строительства: крепостные стены и форумы, амфитеатры,стадионы и здания различного предназначения в древних городах Филиппополис (Тримонциум (ныне Пловдив), Сердика (София), Одесос (Варна), Пауталия (Кюстендил), Диоклецианополис (Хисаря), Абритус (Разград), Никополис ад Иструм (село Никюп, на север от Велико Тырново), Никополис ад Нестум (на восток от города Гоце Делчев), Нове (близ города Свиштов), Сексагинта Приста (Русе). Многие из них, частично восстановленные и удачно экспонированные, дают представление об умениях строителей и архитекторов прошлого. Среди наиболее известных — античный театр в Пловдиве, древнеримская купальня в Варне, музейная экспозиция под открытым небом «Сексагинта Приста» в Русе, внушительные останки римской купальни «Асклепийон Пауталии» в городе Кюстендил и др. Ценная и весьма интересна позднеантичная напольная мозаика из Августы Траяны (Стара Загора), римская и ранневизантийская мозаика древнего Марцианополиса (археологический заповедник), а также мозаика единственного в своём роде Музея мозаики в городе Девня (недалеко от Варны). Этой же эпохи и арочная гробница в городе Силистра, купольная гробница в городе Поморие, известная своими оригинальными фресками семейная гробница в городе Хисаря.

После признания в IV веке равноправия христианства наряду с другими религиями, начинается строительство христианских храмов в болгарских землях. К этому времени относятся интересные, с научной точки зрения, действующие раннехристианские церкви: базилика Святой Софии и ротонда Святого Георгия в Софии, базилика Святой Софии (старата Митрополия) в Несебре и Красная церковь близ города Перуштица, которые преобразованы в музеи.

Полностью оправдан и большой интерес к уцелевшим культурно-историческим памятникам времён Дунайской Болгарии и её основателя хана Аспаруха. Внушительные останки городов Плиска и Велики Преслав (первая и вторая столицы Дунайской Болгарии) — живое свидетельство традиционных умений древних болгар в строительстве. Их величественная архитектура — это своеобразный символ политического, хозяйственного и культурного восхода средневекового болгарского государства.

Период управления Симеона Великого, отмеченный исключительным политическим подъёмом и расцветом культуры и литературы, определён Золотым веком болгарской культуры.

Самым значительным памятником болгарского монументального искусства и единственным в своём роде в истории европейской культуры периода раннего средневековья является скальный рельеф Мадарски конник (близ села Мадара, Шуменская область), включённый в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Живой символ болгарской государственности во времени — это Велико Тырново, один из наиболее посещаемых городов Болгарии. Часть его территории объявлена археологическим заповедником — «Блестящая столица Болгарского царства в XII-XIV веках» —по площади и населению среди самых больших городов юго-восточной Европы в это время. Сохранившееся сегодня (частично или полностью восстановленное) снова возвращает нас ко времени царственного Тырновграда с его великолепными дворцами, монастырями, церквями, крепостными сооружениями, мостами и значительными зданиями. Расцвет замечательной Тырновской художественной школы находится в прямой связи с хозяйственным и политическим укреплением царства, с широкомасштабным строительством и усиленной литературной деятельностью в царском дворе, патриархии и монастырях. Вершиной художественных достижений являются живописные миниатюры, которыми и сегодня можно полюбоваться в евангелии Ивана-Александра, хронике Манасия, Томичевом псалтыре. Наиболее значительным проявлением культуры позднего болгарского средневековья и самым замечательным болгарским литературным явлением XIV века является Тырновская литературная школа, связанная с деятельностью Патриарха Евтимия Тырновского.

Среди уцелевших памятников культуры этого периода и стенопись некоторых тырновских церквей, а также, иконы несебрских и других церквей. Особое внимание заслуживают уникальные фрески в Боянской церкви (София) и Ивановском скальном монастыре (Русенская область), по достоинству оценённые и включённые в Список мирового культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Это бесспорные шедевры средневекового искусства, представляющие всему миру достижения болгарского творческого гения.

Со времён османского владычества сохранилась стенопись в церквях Кремиковского, Драгалевского и других монастырей так называемой Софийской (Малой) Святой горы недалеко от Софии, в подворье «Орлица» Рилского монастыря, в церквях и монастырях в селе Арбанаси.

Исключительный подъём в архитектуре и изобразительном искусстве, вызванный болгарским Возрождением (XVIII-XIX века), нашёл выражение в строительстве великолепных жилищных и общественных зданий, церквей и монастырей с представительной архитектурой. В эту здоровую и полную созидательной энергии эпоху были созданы и замечательные художественные школы в городах Самоков, Трявна, Банско, представители которых создали исключительные образцы резьбы по дереву, иконописи и живописного творчества.

Объектом куьтурного туризма являются, также, ряд городов и сел, сохранивших атмосферу Болгарского Возрождения: Копривштица, Старый Пловдив, Велико Тырново, Арбанаси, Жеравна, Боженци, Трявна, Банско, Мелник (часть из них со статусом культурно-исторического заповедника). А также замечательные церковные храмы: Рильский, Бачковский, Троянский, Роженский, Преображенский монастыри и церкви Святой Богородицы в городе Пазарджик, Святой Троицы в Банско. Превратившись в центры культурной и общественно-политической жизни в XVIII-XIX веках, болгарские монастыри стали естественными центрами духовного и материального проявления пробуждающейся болгарской нации.

Период после Освождения Болгарии (1878 год) характеризуется широкомасштабным строительством. Массово разрабатываются градостроительные планы, оформляются городские центры, строятся массивные здания с новым европейским видом, модернизируется интерьер городских домов. Появились, также, специальные салоны, стильные кафе и клубы, где в приятной и изысканной обстановке обсуждались актуальные проблемы культуры и политики освобождённой Болгарии. Европейское влияние чувствительно проникает не только в быт и нравы людей, но и в архитектурный облик новых зданий. Быстро и видимо с течением времени изменился облик городов София, Пловдив, Варна, Русе, Бургас и других.

Признанные или утверждающиеся, болгарские художники, писатели и артисты, музыканты и певцы, архитекторы, учёные и изобретатели создают будущее болгарское культурное наследие, отправляя духовные послания современной Болгарии к миру и будущим поколениям. Являясь наследниками творческого потенциала тысячелетней культуры, они создают неповторимые произведения живописи и пластики. Всему миру хорошо знакомо творчество людей, которыми гордится Болгария. Это оперные певцы — Борис Христов и Николай Гяуров, Гена Димитрова и Райна Кабаиванска, Александрина Милчева и Христина Ангелакова, музыканты — Минчо Минчев и Мила Георгиева, Васко Василев и Людмил Ангелов, хоровые коллективы — «Мистерия болгарских голосов», «Гусла» и «Йоан Кукузел», Детский радиохор и хор «Бодра смяна», художники и скульпторы — Иван Милев и Владимир Димитров-майстора, Цанко Лавренов и Златю Боюджиев, Жорж Папазов и Димитыр Казаков, Никола Манев, Вежди Рашидов, Светлин Русев.


Национальные традиции

Болгария — страна с древними музыкальными традициями. Орфей и музы из древнегреческой мифологии жили на земле нынешней Болгарии, которая звалась тогда Фракией. Эта историческая область вошла в анналы всех древнейших исторических записей. Более двух тысяч лет назад именно здесь располагался центр фракийской культуры. Легендарный Спартак, взбунтовавшийся раб-гладиатор, который возглавил в 73-71 годах до н. э. стихийно возникшие бандформирования беглых рабов и бросивший их в бесплодный поход против могущественной Римской империи, также был родом из Фракии.

Традиции и праздники болгарского народа включают древние национальные, религиозные и семейные торжества, а также новые обычаи, введённые в годы коммунистического режима. Старинные народные традиции проявляются в одежде, украшениях, танцах, песнях и магических ритуалах, которыми сопровождаются церемонии. Такие как танцы на догорающих углях (нестинарство), обрядовые представления на масленицу (кукерские игры) и танец вызывания дождя (герман).

В формировании современной культуры и быта болгар большая роль принадлежит традиционной народной культуре. Её влияние чувствуется и в архитектурном стиле, и в музыке, и в прикладном искусстве, в семейных и праздничных обычаях, и устройстве домашнего быта.

Традиционная народная культура имеет свои особенности у населения Западной Болгарии, у старожилов Дунайской равнины, у жителей Добруджи, Балканских гор, Фракийской низменности, Родопского края, но всех их связывает общенациональный пласт культуры. В городах национальная культура более однородна. Влияние городской культуры на деревню стало гораздо более ощутимо в период между двумя мировыми войнами, особенно в центральных, равнинных районах страны. Одновременно происходило стирание районных культурно-бытовых различий, отмирание старинных обычаев.

Традиционное крестьянское жилище очень разнообразно. На равнине дома были одноэтажные, прямоугольные, нередко с выступающей одной комнатой, с галереей, образуемой столбами под навесом крыши. Стены их делались из плетнёвого каркаса, обмазанного глиной. В горах дома имели два, иногда три этажа (считая цокольный) и в плане приближались к квадрату, в котором большой сектор занимали терраса или светлый вестибюль. Характерно нависание верхних этажей над цокольным, выступы (эркеры), придающие зданию лёгкость. Эти дома строились из деревянных брусьев или из камня, или из комбинации камня с каркасной конструкцией. В конструктивном и эстетическом отношении горное жилище совершеннее равнинного, и черты национального архитектурного стиля восходят прежде всего к этому типу жилища.

В Болгарии охраняются государством лучшие образцы народной архитектуры. Некоторые города объявлены государством городами-музеями. Это бывшая столица средневекового Болгарского царства Велико Тырново; город Копри-вштица, каждый дом которого свидетельствует о строительном таланте мастеров эпохи болгарского возрождения; город Мелник — самый маленький город Болгарии, где на всех домах, прилепившихся к живописным холмам из светло-жёлтых песчаников, прибиты таблички, гласящие о том, что они представляют культурную ценность, охраняемую государством; старинный полуостровной городок Несебр. Под охрану взяты и некоторые старинные сёла, например Жеравна, Широка-Лыка.

Болгарская национальная традиционная одежда, очень красочная и разнообразная, в целом вышла из повседневного употребления. Но она служит для случаев, когда требуется подчеркнуть национальный характер торжества или события или же национальный состав участников какого-то мероприятия. Народные праздники и гуляния обязательно включают в себя народные танцы в национальных костюмах. Национальный женский костюм (например, в Казанлыкской котловине) — тёмный шерстяной сарафан (сукман), с глубоким вырезом, белая туникообразная рубаха, скромно орнаментированный, цветной пояс, скреплённый тяжёлой серебряной пряжкой, яркий фартук. Национальная болгарская обувь сделана из сыромятной кожи с узорными шерстяными чулками. Головной убор — одноцветный шёлковый платк, завязанный на темени, под который с левой стороны заткнут живой цветок. Популярен также костюм женщин Кюстендилской котловины, где вместо сукмана — распашная одежда с короткими рукавами, украшенная золотым шитьём. У мужчин, пожалуй, не сделано предпочтительного выбора между белосуконным западноболгарским и жёлто-коричневым восточно болгарским костюмами, различающимися покроем брюк и рядом других элементов. В отдельных случаях — на праздничных манифестациях, на торжественных актах, приуроченных к общественным мероприятиям общеболгарского или международного значения, — демонстрируется всё разнообразие местных видов народной одежды, которое очень впечатляет.

Болгары очень дружелюбны, приветливы, гостеприимны. К тому же близость языка и вероисповедания болгар и русских помогают лучше понимать друг друга.

Основу болгарской кухни составляют многочисленные блюда из овошей, но картофель к столу подают редко. В изобилии — белый хлеб и свежие фрукты и овощи. Горячую пишу болгары едят дважды в день: на обед и ужин. Распространены кисломолочные продукты. Считается, что именно они способствуют болгарскому долголетию.

Прочитать меню в болгарских ресторанах просто — болгары используют в письме кириллицу. Выбор блюд местной и европейской кухни обычно широк даже в небольшом ресторане. Из первых блюд выделяется таратор — холодный суп из йогурта, огурцов, чеснока и тёртых орехов. Для неподготовленного туриста набор может показаться странным, но это вкусное и освежающее блюдо. Более привычен для русских горячий суп с потрошками шкембе-чорба. Также можно заказать борщ.

Болгарская кухня во многом сохранила специфику своих блюд и особенности меню. Утром принято пить молоко с хлебом или со сдобной булочкой: кислое (знаменитый йогурт) или свежее горячее, которое может быть подсолено, подслащено (холодного молока болгары не любят). Торопясь на работу, иные закусывают «на ходу» всухомятку купленным куском слоёного пирога с брынзой (баница).

Для обеда, который начинается в полдень, готовятся тушёные блюда: овощные (фасоль среди них на первом месте) или мясные. Хлеб — важная составная часть пищи, и болгары придают большое значение его свежести, предпочитая тёплый (в городах много маленьких пекарен, примыкающих к булочным магазинам). Кушанья запивают разнообразными соками или прохладительными напитками.

Ужин у болгар плотный, похожий на обед. Для гостей принято готовить мясо, поджаренное на решётке над углями (скара) или в электрических жаровнях.

Большое место в меню занимают фрукты. В современном быту сохранились некоторые обрядовые блюда. Так, например, в Георгиев день, 6 мая (теперь это официальный праздник животноводов), запекают в печи тушу молодого барашка. Это блюдо готовят и к празднику 1 Мая.

Болгарская культура, формируясь в течение сотен лет в условиях постоянной угрозы исчезновения нации, приобрела своеобразный боевой характер. Героями огромного числа удивительных по своей мелодичности народных песен выступают гайдуки или юнаки (удальцы, богатыри), побеждающие врагов. Другие популярные фольклорные темы — сражение со стихиями и борьба за воду. К воде у болгарского крестьянства, часто страдавшего от засух, особое, уважительное отношение. По всей стране можно встретить чешмы — каменные сооружения над родниками, часто украшенные резьбой.

Землячество возводится в Болгарии в ранг родства. Практически каждая городская семья поддерживает связь с деревенскими родственниками. В квартирах горожан часто можно увидеть «национальные уголки» с низенькими деревянными столиками, грубошёрстными китеницами (накидками) на спинках стульев, яркими черга (домоткаными половиками), разноцветными халиште (коврами из козьей шерсти), керамической посудой.

Традиции родственной и соседской взаимопомощи, временное обобществление средств труда всё ещё поддерживались из-за отсталости сельскохозяйственной техники и крайней бедности основной массы крестьян. Два-три хозяйства объединяли рабочий скот, созывались помощники для уборки урожая или постройки дома. Летними ночами молодёжь собиралась чистить кукурузу, нанизывать табак то в одном доме, то в другом — это было родом вечеринок, местом для знакомства и ухаживаний. Многие старинные обычаи перекочевали из сельской местности в города, например обычай лить воду под ноги человеку, приступающему к новому делу, и вообще при всяком начинании — чтобы всё шло гладко и легко, «как по воде» (у русских — «как по маслу»). Так провожают невесту па регистрацию брака, ребёнка в первый класс, человека, уезжающего в дальнюю дорогу; льют воду и при разрезании ленты во время церемонии открытия театра, завода и т. п. Славянский обычай поднесения хлеба-соли у болгар широко практикуется и в быту, и на общественных торжествах, только к хлебу прибавляется чабрец и красное вино (красный цвет — символ здоровья), и нужно тут же хлеб oтломить, обмакнуть в соль и чабрец и запить вином. Провожая и путь, дают человеку дикую герань (по-болгарски «здравец», символ здоровья). Цветы часто служат обрядовым реквизитом и украшением, их затыкают в праздник за платок или шапку у виска, букетики герани, связанные красной ниткой с золотой или серебряной монеткой (символ чистоты и благополучия), дарят ребёнку в день наречения имени, прежде, а иногда и теперь дарят невесте.

Свадьба

По традиции брак может быть заключён без согласия родителей: девушке нужно лишь, войдя в дом прикоснуться рукой к очагу — символу семьи. Церковное венчание считалось в пароде делом второстепенным. Свадьбу же играют с исполнением полного её церемониала, когда соберут для неё средства и приготовят дары, — это может быть через несколько месяцев. Накануне свадьбы молодая женщина ночует в родном доме. Оттуда свадебная процессия направляется к зданию, где регистрируется брак. При этом соблюдаются некоторые традиционные обычаи, среди которых мною весёлых. Так, гости крадут во дворе невесты петуха (символ плодородия) и несут его впереди; по дороге угощают всех встречных вином. После регистрации брака направляются к дому женихи; свекровь встречают молодых с хлебом-солью и вином, прикалывает им на грудь зелень (символ здоровья) и вводит невесту в дом по белому полотну (символ чистоты).

Поднесение даров на свадьбе — особый ритуал. О дарах громогласно оповещает, часто в шуточной форме, распорядитель свадьбы, на роль которого выбирают человека с острым языком. Дары кладутся, согласно обычаю, на правое плечо.

Рождение ребёнка

Рождение ребёнка в болгарской семье — радостное событие для семьи и всей родни. Оно отмечается двумя традиционными торжествами. По выходе из родильного дома роженицу посещают близкие семье женщины, принося подарки младенцу и обрядовые хлебы — питы (обычай называется «малая пита»). Когда мать окрепнет, она сама приглашает гостей на большую питу. Приходят уже семейные пары, непременно пекут хлебец, намазанный мёдом, символизирующий «сладость», нежность ребёнка и пожелания ему приятной жизни. Разламывание обрядовых хлебов вошло в гражданский ритуал наречения имени, который совершается в народном совете села, города или в специальных домах исполнения гражданских ритуалов, выстроенных во многих городах.

Существовал специальный праздник повитух — бабин день (в январе). Женщины верховодили в тот день в селе, подшучивали над мужчинами, и лучше было не попадаться им на пути. В наши дни праздник получил новое звучание: это День материнства и родильной помощи, когда награждаются работники роддомов и детских учреждений. Интересно, что в быту бабин день всё более превращается в праздник бабушек, на плечах которых, при работающих матерях, лежат большие заботы по воспитанию детей. В городе Велинграде бабушки устраивают весёлый и шумный карнавал.

Поминки

В народным погребальных обычаях болгар долго сохранялись традиции древних верований, в частности культа предков. Они оставили след в этике почитания памяти умерших. О дне поминовения оповещают специальные афишки, расклеенные на улицах. В настоящее время в некоторых городах совершаются коллективные поминовения, на которых вспоминают об умерших, об их делах и исполняют некоторые обряды.

Уважение и благодарность к погибшим за свободу и независимость родины болгары выражают в День памяти героев.

Праздники

Традиционно торжества в Болгарии устраиваются на природе. Праздничный «стол» на разостланных красочных тканях, к которому подают излюбленные блюда, например барана, зажаренного на вертеле, затем — состязания по борьбе (народный вид спорта) с призом — живым бараном, а с наступлением темноты — костры и песни до утра.

Болгары очень ценят чувство юмора, самокритичного подхода к национальным чертам характера, к личным недостаткам. Особенно прославились этим жители города Габрово благодаря анекдотам, получившим широкую известность. Установилась традиция проводить в Габрово в апреле-мае международный праздник юмора и сатиры. Он открывается карнавальным шествием по улицам персонажей из габровских анекдотов и других, высмеивающих недостатки общественной, культурной и частной жизни. Устраиваются выставки карикатур. С 1971 раз в два года в Габрово проходили международные конкурсы юмора и сатиры. Официальными праздниками являются Новый год, День национального освобождения (3 марта), Международный день труда (1 мая) и День славянской письменности и болгарской культуры, посвящённый просветителям Кириллу и Мефодию (24 мая). С 1998 отмечается День независимости (21–22 сентября).

Фольклор

Народное творчество до сих пор весьма популярно в Болгарии как среди сельских жителей, так и среди горожан. Более всего это относится к песням и танцам. Танцуют на улицах городов и сёл во время праздников, на свадьбах, в ресторанах.

Песенный фольклор очень разнообразен. Наиболее важную его часть составляют юнацкие и гайдуцкие песни, любимые и сейчас. Они представляют героический эпос болгарского народа, рассказывают о борьбе против османских поработителей. Герои юнацкого эпоса (Марко-кралевич, Момчил-юнак и др.) наделены чертами сказочных персонажей. Гайдуцкие песни, сложенные позднее (XVI-XIX века), более реалистичны, в них больше бытовых подробностей. В годы антифашистской борьбы эти песни зазвучали с новой силой. Большой популярностью пользуются также лирические, шуточные народные песни, в то время как обрядовые, мифологические в современном быту почти забыты.

Эпохой национального возрождения считается период с конца XVIII века по первую половину XIX века. В это время активно развивались все направления искусства: литературу, живопись, архитектуру, ремёсла. До нас дошли великолепные образцы архитектуры того времени — многочисленные церкви и монастыри с их украшенными деревянной резьбой потолками, искусно сделанными решётками, изразцами и витражами.

Менталитет

Болгары часто ругают правительство, местное или государственное управление, всех, с кем по той или иной причине свела их жизнь. С другой стороны, как правило, ничего не делают сами для улучшения своей жизни, как личной, так и общественной. По мнению иностранцев, в других странах народ давно бы навёл чистоту на улице сам или добился бы выделения соответствующих средств от местного управления. В Болгарии будут писать, ругаться, что кто-то что-то не сделал, ничего не предпринял, не исполнил свои обязанности, но никто ничего не предпримет для исправления данного явления. Среди болгар даже существует название такого отношения ко всему: «непукизм». То есть многие на всё отвечает: «А на мен не пука от това!» («А мне безразлично, меня лично не касается!»).

В Болгарии институт семьи достаточно мало изменился за много лет. В некоторых семействах, если не чтят наш домострой, то во многом мужчина был, есть и будет главой семейства. Он часто решает основные вопросы семьи, кто, что и как будет делать, чем заниматься. Мужчина, как правило, и основной «добытчик» средств для содержания семьи. Есть и не довольные люди и довольные от своих браков с болгарами. Многое зависит и от самого человека. Возможно русские более независимые, а это не всем нравится. До недавнего времени к русским женщинам относились отрицательно (наплыв «рускинь» в начале перестройки в варьете, рестораны, ночные клубы), но отношение меняется!

Мужчины в Болгарии более инфантильные, часто в зрелом возрасте рассчитывают на мнение родителей. Забота о детях не заканчивается периодом окончания средней школы, а продолжается часто до пенсии! Отчасти можно такое сказать и о болгарских женщинах.

В Болгарии много обращают на мнение соседей, знакомых, а, учитывая главную черту болгар: зависть, то необходимо всё время быть на чеку. Никогда не можешь предвидеть, как твои слова или поведение могут истолковать. Есть и другой выход: не обращать внимание ни на что. В Болгарии: если сделаешь что-то, то будут о тебе сплетничать, злословить, а не сделаешь, то будут говорить то же самое, как будто сделал.

Болгары много внимания уделяют воспитанию детей, что естественно хорошо! Но родители остаются родителями до 20-25-30 летнего возраста детей. Ото всего стараются освободить своё возрастное чадо, везде стараются взять «ребёнка» за руку и отвести к врачу, учителю, работодателю.

Как результат такого воспитания много молодёжи не в состоянии заняться своим бизнесом, какой-то активной независимой деятельностью, а предпочитают жаловаться на высокую безработицу, на работодателей, которых удалось найти, на местную власть и правительство.


Архитектура

От древнейших поселений фракийцев сохранилось очень мало. Фракийский город — Севтополис, открытый археологами, покоится сегодня на дне водохранилища. В этом городе существовала прямоугольная планировка улиц. Найден своеобразный храмово-дворцовый комплекс, чем-то напоминающий планы древнегреческих городов. В лучшей сохранности дошли до нас фракийские могильники и мавзолеи. Эти усыпальницы представляли собой как простые могилы, так и обширные погребальные комплексы, имевшие особый вход (дромос), многочисленные залы и собственно погребальную камеру. Гробницы знатных и богатых людей украшались скульптурой и фресками. В качестве примера можно назвать фракийские фрески в усыпальницах в Свештари и Казанлыке.

В результате колонизации Причерноморья греческими городами-государствами в VII веке до н.э. на территории современной Болгарии возникли первые греческие города. Несебр (Месамбрия), Созополь (Аполлония) и Варна (Одесос) в древности представляли собой небольшие торговые портовые города, обнесённые мощными стенами с башнями. От греческих оборонительных сооружений до наших дней не сохранилось практически ничего, и лишь остатки древних мостов и канализационных сооружений да развалины общественных зданий — театров и стадионов — дают некоторое представление о греческой культуре на этой древней земле.

Покорение этих краёв римлянами сопровождалось бурным строительством. Это относится отнюдь не только к строительству дорог и крепостей. Старые города расширялись в соответствии с требованиями новой эпохи, возникали новые (как правило, вокруг военных лагерей). Достаточно назвать Гиген (Эскус), Разград (Абритус) или Силистру (Дуросторум). Сооружение акведуков для снабжения города водой и прокладка канализационной системы — выразительное свидетельство повышения уровня жизни горожан.

Бесчисленные римские постройки в последующие века исчезли с лица земли, однако, некоторые из них дошли до нас, например, Римский театр в Пловдиве или руины терм в Варне, свидетельствующие о высоком уровне строительного искусства в Риме.

После включения Болгарии в состав Византийской империи здесь началось активное строительство храмов, в большинстве своём — трёхнефных базилик. К сожалению, от них остались одни развалины. Это относится и к старой метрополичьей церкви в Несебре. Трёхнефная базилика оставалась главным типом храма и в эпоху Первого Болгарского царства. Наряду с этим в стране, и прежде всего в монастырях, возводились маленькие однонефные церкви. Самый известный пример церквей этого типа — так называемая Круглая церковь в Преславе.

До наших дней дошли многочисленные образцы церковной архитектуры эпохи Второго Болгарского царства. Основная линия её развития — от монументальной базилики к скромной однонефной церкви. Выразительные образцы этих небольших храмов — церковь Святого Дмитрия в Велико Тырново, Архангельская церковь в Несебре и церковь Богородицы в крепости Асена. Главным типом церковной архитектуры эпохи Второго Болгарского царства был крестово-купольный храм. В качестве примера можно назвать восстановленную церковь Вознесения Господня в Велико Тырново и церковь Пантократора (Спаса-Вседержителя) в Несебре. В последней использован новый для архитектуры того времени материал — кирпич, орнамент из которого украшает стены храма, создавая эффектное членение. Этой же цели служат и цветные изразцы, и сегодня не потерявшие свою красочность и яркость.

Османское владычество положило конец развитию христианского храмового зодчества. В последующие века церквей строилось мало, а немногочисленные храмы, возведённые в стране в этот период, были маленькими, однонефными и снаружи маловыразительными.

Новые властелины Болгарии, турки-османы, с самого начала не упускали случая закрепить в архитектуре славу своих побед. Каменные монументы той эпохи — общественные бани, безистены (торговы ряды) и, конечно, мечети, например, мечеть Томбул в Шумене или мечеть Имарет в Пловдиве.

Османская архитектура повлияла и на облик жилых зданий. Благодаря ей появились чердак (открытая веранда) и миндер (деревянное возвышение-лежанка на веранде), характерные для жилых построек последующих веков.

Когда в XVII веке немало болгар сумели разбогатеть благодаря торговле и ремёслам, это сразу же нашло своё выражение в архитектуре. Часовые башни, построенные именно в эту эпоху, — символ возрождения самосознания болгар. Тогда же появились и первые богатые городские дома — свидетельство преуспевания и вместе с тем влиятельности хозяев. Характерные образцы таких зданий можно найти в Банско, Копривштице и Арбанаси.

Мастера создавали дома, башни с часами и мосты, украшали родники и колодцы — всегда неповторимые, соревнуясь в оригинальности идеи. Неслучайно существует так много стилей домов и строений: тетевенский, копривщенский, западный, старопланинский, родопский, странджанский, черноморский, пловдивский, добруджанский… А дворы превращены в цветные сады — многообразием цветов в своём саду болгары выражают изначальную любовь к красивому. Сегодня сохранились целые кварталы с домами возрожденческого типа и даже отдельные села. Архитектурными и архитектурно-историческими заповедниками объявлены Копривщица, Ковачевица, Долен, Жеравна, Котёл, Медвен, Арбанаси, Боженцы, Мелник, Банско, Созопол, Несебр (занесён в списки всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО), Трявна, Пловдив, Ловеч, Велико Тырново, Широка Лыка и др.

После освобождения Болгарии её зодчество испытало влияние современной и русской архитектуры. Следы этого влияния особенно заметны в столице страны — Софии. Достаточно назвать здания Синодальной церкви, минеральной бани и крытого рынка (Хали). Кроме того, бросаются в глаза здания социалистической эры в центре города.


Монастыри

В Болгарии насчитывается свыше 150 монастырей. Лишь в нескольких из них в наши дни живут монахи и монахини.

Первые монастыри появлялись вблизи столиц и больших центров в IX и X веках — около Великого Преслава, Орхида, на Афоне — Зографский монастырь. В X веке строились первые отшельнические монастыри, такие как Рильский монастырь (в списках объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО), позднее Лесновский монастырь (XI-XII века) и другие. Во время византийского господства в монастырях сохранялось болгарское национальное сознание, язык и письменность. Наибольшего влияния и расцвета монастыри достигают в годы Второго болгарского государства.

Первые скальные церкви, монастыри и скиты появляются в X веке: скальные монастыри в долине реки Русенский Лом (в списках объектов всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО), около Алфатара, Крепчи, Карлуково, по долине Сухой реки. К этому периоду относятся и монастыри «Святая Богородица» и «Святая Троица» в Велико Тырново, Килифаревский, Батошевский, Земенский, Драгалевский монастыри.

Оформляются монастырские общины — тырновские с центром в «Святых сорока великомучеников», около Сливена, Видина, Асеноваграда, известная Малая Гора около Софии с 14 монастырями. В некоторых монастырях сооружались оборонительные башни.

После падения Болгарии под турецкое владычество большая часть монастырей была разрушена или обезлюдела. На долгие 500 лет Болгария как независимое государство исчезла с карты Европы, превратившись в одну из многочисленных провинций громадной Османской империи.

Хотя на начальном этапе покорения страны турки и разрушили многие храмы и монастыри, в дальнейшем православие не подвергалось особым гонениям. Уже в XV веке монастырские общины продолжили свою деятельность по воспитанию и обучению монахов и священнослужителей. Со 2-ой половины XV века начинается восстановление старых и строительство новых монастырей — Елешнишкого (XV век), Билинского и других. В период Возрождения восстанавливаются и расширяются Рильский, Бачковский, Преображенский, Троянский монастыри. Большую роль в культурной жизни играли афонские Хилендарский и Зографский монастыри.

В период национального Возрождения монастыри были центрами вооружённой борьбы против иноземных угнетателей. Многие монастыри давали укрытие революционерам. Это было особенно важно в то время, когда по инициативе Васила Левского в стране началось создание революционных комитетов.

До начала XIX века монастыри оставались почти единственными культурными центрами — имели библиотеки, в них возникали литературные и проповеднические школы, поддерживались связи с другими монастырями в России, Сербии, Молдове, Влахии, на Святой горе. Только здесь сохранилась значительная часть произведений болгарской литературы — ведь царские библиотеки были разграблены и уничтожены. Много бесценных письменных памятников болгарской истории были подарены, проданы, уничтожены, вывезены в иностранные музеи и попали в частные коллекции.

Особая роль монастырей в многовековой драматической истории Болгарии обусловила то уважение, которым они пользуются и в наши дни. Даже Компартия Болгарии уважительно относилась к монастырям и храмам — хранителям национальных и культурных традиций. Это уважение выразилось в финансировании реставрационных работ в Рильском и Бачковском монастырях.


Музыка

Мало кто знает, что Орфей, один из героев древнегреческой мифологии, пришёл в Грецию из фракийской культуры. По преданию, он родился в Родопах. Волшебная сила его песен и игры на арфе привлекала диких зверей и даже укрощала буйство стихий. По-видимому, чарующее воздействие этих дивных звуков передалось и болгарской фольклорной музыке. По крайней мере, американский космический зонд «Вояджер» в качестве дара Земли неземным цивилизациям унёс в глубины космоса диск с записью народных мелодий жителей Родоп.

В последние несколько десятилетий в стране были собраны и записаны мелодии и тексты множества песен былых веков. В некоторых деревнях нашлись люди, знавшие наизусть и певшие более 1000 песен! Эта, так называемая, аутентичная музыка, исполняемая только непрофессионалами, легла в основу особого музыкального жанра. Так женский хор Мистерия болгарских голосов исполняет традиционные болгарские мелодии. Характерная особенность болгарского пения, звучащая для европейского слуха несколько странно и таинственно, — использование горловых и носовых звуков. Очень часто применяются и асимметричные ритмы (5/8, 7/8, 11/8), необычное усиление и продление некоторых долей (10/8, 12/8 и т.д.). Излюбленные национальные инструменты — гайда, болгарская волынка, используемая как аккомпанирующий, так и солирующий инструмент; каваль — солирующая свирель; гадулка — струнный инструмент с грушевидной декой, и гусла — однострунный щипковый инструмент.

Нечто символическое есть в том, что спустя тысячелетия родина мифического Орфея снова привлекает к себе внимание мира, который заговорил о «болгарском музыкальном чуде». Борис Христов стал эталоном голосового и артистического присутствия на мировых оперных сценах, а имена великолепных певцов Николая Гяурова, Николы Гюзелева, Райны Кабаиванской, Гены Димитровой, Александры Милчевой неизменно присутствуют на их афишах. Болгарские хоровые коллективы завоёвывают самые авторитетные награды на международных фестивалях. Искусство болгарских исполнителей М. Минчева, М. Левиева, А. Вайсенберга, выступающих на авторитетнейших сценах мира, получает восторженные аплодисменты.


Ремёсла

Ловкие болгарские руки умело обрабатывают текстиль, глину, дерево, камень, металл. Природа присутствует в ярких цветах народных тканей и посуды. Интерьер домов отражает вкус хозяев, воплощает удобство и уют. Резьба по дереву на стенах, потолках, дверях и по мебели излучает спокойствие и красоту отшумевшего времени. Керамическая посуда с типичной росписью, ковры и «китеницы», покрывающие полы и диваны — всё согревает душу и радует глаз. Оригинальная керамическая посуда производится в городах Троян, Бусинцы, Банско, Разлог, Габрово.

Одежда — будничная, праздничная, обрядовая, имеет характерные расцветки в различных районах Болгарии. Ткачихи и швеи разрабатывают собственные рисунки для одежды и ковров. И поныне во многих домах сохраняются традиции и женщины ткут чипровские, котленские, самоковские ковры (ещё в позапрошлом веке болгарские ковры продавались в разных уголках Османской империи и за её пределами). Чипровские ковры из западной части горного массива Стара Планина близки по технологии выработки коврам из Котела, расположенного в Восточной части гор, но отличаются цветом и орнаментами. В Родопах известные покрывала и одеяла изготовляются ручным способом на традиционных станках и их колоритная композиция выражает душевность и мастерство родопских женщин.

© 2011 DiscoverTheWorld@yandex.ru